Со старшим сыном Максимом на океанском лайнере MSC Orchestra по норвежским фьордам 29.07-06.08 2011

Краще читати українскою мовою

29 июля

Вылетели из Борисполя вечером в Копенгаген. Лететь 2.5 часа. Прилетели в полночь по местному времени. На такси в отель «Comfort Hotel Xpress Copenhagen». Интересно, что мы не одни с самолета поселились в этот отель. Люди ехали в другой круиз. После поселения пошли посмотреть на ночной город. Бесплатную карту города взяли в отеле, пригодилась.
Копенгаген. Европейские узкие улочки с невысокими плотно прижавшимися друг к другу домами самых разных цветов. Сотни (скорее тысячи) велосипедов. Тихо, спокойно. И вдруг прямо в центре города прямо посреди улицы молодой человек, неуверенно стоящий на ногах, с бутылкой пива в руках, гадит прямо на чью-то дверь. А в нескольких метрах картина повторяется. И чем ближе к центру, тем больше откровенно пьяных мужчин и женщин. Люди в галстуках гадят, снимают обувь и ложатся спать прямо на тротуаре. Пару раз видели полицию, они равнодушно смотрят на такое. Потому считаем, что это в порядке вещей, но не присоединяемся, не хочется почему-то. На следующий день познакомились с парнем из Львова, который работает в Дании. Он объяснил, что люди рабочую неделю работают «по самое не могу», а в пятницу и субботу позволяют себе оторваться. Мы прилетели как раз в ночь с пятницы на субботу

30 июля

Позавтракав, оставив багаж в камере хранения, пошли гулять по Копенгагену. С утра город пустой. И красивый. Много памятников, непонятных скульптур, дворцов, музеев, магазинов с абсолютно необычными витринами. Каналы, по которым плывут экскурсионные лодки. Постепенно улицы заполняются туристами. Местами становится сильно многолюдно и шумно. Впечатлений набирается все больше, приходится разбавлять их пивом и мороженым. Рассчитывался везде банковской картой. Пару особенностей: проводить магнитной полосой карты надо самому (у нас карту даешь кассиру), довольно часто надо вводить PIN-код, иногда при покупке по карте снимают дополнительную комиссию. Везде очень чисто и уютно. Велосипедные дорожки везде. Водители уважают пешеходов и велосипедистов. Пешеходы не переходят на красный свет, автомобили не паркуют на тротуарах. Цивилизация, что уж там говорить. Русской речи практически не слышно. Вернулись в гостиницу, забрали багаж и пешком в порт, благо близко, а то ночью цена на такси, мягко говоря, шокировала

И вот он порт, а в нем корабль. Перед поездкой мы, конечно же, изучили сайт компании. Но одно дело картинки в Интернете, совсем другое увидеть вживую. Это такая махина, это такой дом, что описанию не поддается. Сдаем багаж. Персонал очень удивлен, что у нас всего один чемодан, а чемодан-то совсем немаленький. Выдают нам круизные карты (размером как банковская). Она служит ключом в каюту, расчетным средством (деньгами на корабле не рассчитываются, а подписывают чеки), также служит идентификатором. При посадке и высадке с корабля ее предъявляют, на мониторе сразу высвечивается фотография. При посадке также всякий раз проходишь через металло-детектор. Багаж принесли в каюту почти сразу и снова удивились, что всего один чемодан. Сама каюта у нас была на 12 палубе. Внутренняя. Потому каждый день, выходя на палубу, мы еще не знали, какая погода, какой пейзаж. Каждое утро будет нам сюрпризом. В каюте большая двуспальная кровать и две откидывающиеся сверху. Максим занял себе верхнюю полку, все довольны. В каюте все как положено – телевизор (вроде его даже не включали), кондиционер, санузел, минисейф. Все, правда, очень компактно, но нам на двоих будет нормально

Пошли бродить по кораблю, заодно и пообедать. Благо, «All inclusive». Поправка: не включены напитки. Чай, кофе – бесплатно есть всегда, когда работает шведский стол. С утра бесплатно соки (скорее напитки сокоподобные). А вот пиво, вина, коктейли, увы, за деньги. Мало того, еще к цене 15% за обслуживание накидывают. В итоге бокал пива обходится в 5-7 евро и больше в зависимости от сорта. Баров куча, везде играет живая музыка. Все блестит и сверкает. На ужин можно либо идти на шведский стол, где в основном блюда «fast food», либо идти в четко обозначенный ресторан на четко обозначенное место и в четко соблюденном «dress code». Ежедневно в номер приносят цветную газету на русском языке с описанием событий следующего дня, метеосводкой, списком развлечений, а также с тем самым «dress code» на вечер (футболка, но брюки, а не джинсы, либо рубашка, либо в костюме/фраке). В ресторане по ежедневно новому меню заказывается еда (бесплатно, за редким исключением, какими-то мега-деликатесами). Напитки же в ресторане (даже простая вода) платные. Всякие итальянцы-немцы-французы, в основном берут вино. Подают в ведерке со льдом на ножке. Брали, пробовали, вкусно и очень даже. Сами блюда тоже вкусные, меню есть на русском, не проблема. Десерт тоже бесплатный: мороженое, пирожное, торты всякие

После ужина дают концерт. Зал приблизительно на 2 тысячи человек. Представление идет без речитатива, ибо публика из самых разных стран. Где-то к середине, я вдруг вспомнил, что мы на корабле, шепнул об этом Максиму, удивление было еще то. В общем, впечатлений (как для одного дня) целая куча. Эмоции исключительно положительные

31 июля

Прибыли в немецкий город Киль. Сам портовый город никакой, он был разрушен до основания во время войны. Потому возят на экскурсии, в частности в город Любек. Симпатичный маленький городок, с большой (как ни странно) историей, с кучей сохранившихся старых зданий. Одна незадача – дождь. Все время, сколько мы были в Любеке, он шел то сильно, то не очень. Потому впечатления сильно смазаны. Некоторые туристы без зонтов, без курток. Магазины не работают (воскресенье, видите ли). Пришлось им от крыши к крыше перебежками. Экскурсовод рассказывала интересно, но тихо. Да еще капли, падающие на зонты, да машины, проезжающие по брусчатке заглушали голос. В основном смотрим. Сводили в магазин, где торгуют настоящими марципанами (там же их и делают), покормили настоящими немецкими сосисками, напоили настоящим немецким пивом. Удивило, что, несмотря на большое количество туристов, сувенирные лавки закрыты все напрочь (все еще воскресенье). Один нехуденький дядька все же открыл лавку, в которой и пяти посетителям было тесно. Думаю, выторг он сделал некислый. Причем, по карте денег не принимал, только наличные. Но без сувениров мы не остались

Вернулись на корабль. С удивлением узнали, что в Киле дождя не было. Сразу после отплытия была учебная тревога, обязательная для всех пассажиров. Тысячи людей в оранжевых спасательных жилетах, спускающиеся пешком (лифты на время тревоги отключили) на 6-ю палубу. Незабываемое зрелище. На корабле все продумано. Никаких очередей никуда нет. Каждый знает куда идти (прописано в круизной карте, в каюте). Персонал всем помогает, подсказывает. Думаю, в случае настоящей тревоги, было бы менее спокойно, но и панику пресекли бы. Максим опробовал бассейны на верхней палубе. Не аквапарк, конечно. Вода морская, подогретая. Полотенца, шезлонги – бесплатно, хватает всем

Очередной ужин со всякими вкусностями, очередное шоу. Мы уселись в первом ряду. Эффект присутствия полный. Вновь забылось, что на самом деле мы на корабле. И путь наш теперь на север. После ужина открывается куча торговых точек с товарами «duty free». Особенность – все приобретенное спиртное на руки не дается, а доставляется в каюту в день окончания круиза. Любые другие товары – забирай без проблем

1 августа

Весь день в море. Наш шанс исследовать корабль. Все другие дни днем у нас экскурсии. Но корабль такой большой, что так его весь за целый день мы и не смогли обойти. Каждый день открывали новые места. Не говоря уже о том, что часть помещений только для персонала (crew only). Бывало, мимолетом открывалась дверь, и видно было, что трапы между палубами у персонала без ковров и не блестят, как золото, перила. Персонал тоже разный. На ужине нас обслуживал молодой человек из Гондураса (не шутка, факт). Были и русскоязычные – из Беларуси, например. И даже земляки: из Одессы, Николаева. Пассажиров из Украины тоже нашли: были компании из Днепропетровска и из Харькова. Русскоязычных процентов 10. В общей массе очень много людей в возрасте за 50, а то и за 60. Молодежи 20-30 лет практически никого. Есть пассажиры с младенцами. Достаточное количество инвалидов на колясках. Для них все продумано, им не дискомфортно.

Аниматоры развлекают целый день: уроки танцев, приготовления коктейлей, всякие подвижные игры для детей и взрослых. Футбольное поле на 16-й палубе (самая верхушка). Сверху закрыто сетью, чтоб мяч не улетел за борт. Минигольф, крокет (может, как-то иначе называется). Ну, и море. В местах, где проходили недалеко от побережья, к кораблю устремляются суда самых разных калибров и типов. Все хотят сфотографироваться на фоне плывущего города. Ну, а мы фотографируем их. У бывалых людей с собой бинокли. Жалко, у нас не было. Показалось, что впереди мост через море. И народ как-то активно начал собираться на верхних открытых палубах. Таки да. Мост. По высоте мы не проходим. Но, не снижая скорости, идем прямо на него. Когда проходили под ним, казалось, что рукой можно дотронуться до низа моста, впечатляюще

Вечером все в костюмах. При попытке заказать десерт все слышат один и тот же ответ «Today we have something special for you». В качестве вкусняшки был торт-не торт, мороженое-не мороженое. Очень вкусная вещь. А потом «капитанский коктейль». Все чинно расселись в барах, всем подносили коктейли, причем по количеству не ограничивали. Потом в концертном зале было представление высших офицеров, в том числе и капитана, приветственное слово на нескольких (включая русский) языках. А потом шоу. Мы снова в первом ряду. И на этот раз шоу было про Египет. Оно было настолько реалистическим, что хотелось не раз выскочить на сцену и помочь положительным героям одолеть негодяев. И все это на корабле

2 августа

Будильник зазвонил рано. Пора идти на завтрак. Сегодня первый день в Норвегии. Выйдя на корму, впервые увидели фьорд. Это нечто. Это очень грандиозно, красиво и необычно. Мешают лишь облака, плотно сидящие на вершинах гор. Оценить всю красоту пока не можем. Все места у окон и у иллюминаторов заняты. Народ больше смотрит по сторонам, чем по своим тарелкам. На завтраки всегда многолюдно. Можно пойти поесть по меню, но это народ оставляет на вечер. Утром все идут на шведский стол. Не стесняясь, подсаживаются друг к другу. Общались мы и с австрийцами, и с немцами, и с китайцами, и с русскими. Недолгая остановка: выпустили пассажиров на экскурсию на ледник. Русскоязычной такой экскурсии не предлагается. Но не страшно. Еще несколько минут хода и прибыли в деревушку Гейрангер. Фьорд узкий, пристани нет. Стоим на якоре. На берег добираемся на шлюпках. В шлюпке помещается 120 человек. У всех номерки, каждый знает, что раньше, чем надо не сядет в шлюпку. Потому никаких очередей и ажиотажей. Тихо, мирно, чинно, быстро. Деревушка всего 200 человек. Тут же кемпинг. Посмотрели на дома на колесах, на быт в кемпингах. Решили, что в следующий раз в Норвегию на такой штуке вот и надо ехать. Сувенирных лавок много. Цены уже норвежские. Тут тучи стали расходиться, и мы увидели всю красоту фьорда. С погодой на всех фьордах нам повезло. Дожди – совсем обычное дело в Норвегии. 90 (или больше) процентов электроэнергии у норвежцев – это энергия ГЭС. Без дождей им приходится больше платить за электричество. Нас повезли высоко в горы посмотреть на красоты с высоты птичьего полета (полторы тысячи метров). Причем экскурсовод говорил, что достаточно часто привозят людей на смотровую площадку, с которой делаются снимки самого фотографируемого места в Норвегии, а из-за тумана люди даже не хотят выходить из автобуса. Возле большого горного озера перерыв на кофе с булочкой. Вот он снег. В начале августа. А вот и отчаянный мужик купается. Водичку мы потрогали, но купаться сильно не хотелось. Еще выше по грунтовой платной дороге, которая открыта только летом. Вот это виды. Дух захватывает. Красиво. Наслаждаемся, пытаемся впитать в себя каждую деталь. Просто слов нет

Вернулись на корабль. Теперь идем по фьордам, открывшим все свои прелести. Непонятно, как капитан проходит узкие места. Позже нам российские морские офицеры запаса рассказали, что у корабля есть дополнительные двигатели в носовой части. Корабль может, например, отшвартоваться по траектории четко перпендикулярно пристани. И, тем не менее, наблюдать, как корабль идет по фьорду – очень впечатляющее зрелище

3 августа

При выборе круиза читали описание предлагаемых экскурсий. Очень заинтересовала экскурсия с названием «Норвегия в миниатюре». В анонсе было красочно расписано, что представится возможность увидеть все варианты норвежских пейзажей, все варианты поселений и т.д. Кроме того обещалось прокатить на самом высокогорном в мире поезде с самым большим уклоном. Выбор пал на MSC Orchestra потому, что на других круизах эта экскурсия не предлагалась. Опять утренний проход по фьорду. И вот он долгожданный Флом. Часть пассажиров поехала поездом вверх, чтоб спуститься на автобусах. У нас было ровно наоборот. Мы подъехали к деревне викингов, проехали ряд длинных туннелей. В туннелях стоят датчики, которые постоянно проверяют уровень выхлопных газов. При превышении автоматически закрываются шлагбаумы с обеих сторон, включается система вентиляции. Движение возобновляется при восстановлении уровня загазованности. В голове не укладывается, но это так. Провезли специально по горному серпантину. Непонятно как там вообще можно проехать, особенно на автобусе, где водитель сидит перед передним колесом. Как он видит куда ехать и не сваливается в пропасть – загадка. Кстати, перед этим спуском водитель заставил всех пристегнуть ремни безопасности (в автобусе). Даже наш отчаянный народ в этом случае не сопротивлялся. Были остановки возле водопадов, возле очередных кемпингов. В кемпинги рекомендуют бронировать места в апреле, позже мест не будет. Так что, если соберемся-таки автомобилем по Норвегии, надо будет это не забыть.

Дальше был обед, на удивление вкусный и обильный. Шведский стол с красной рыбой, креветками, клубникой и прочими яствами в красивом ресторане. После небольшого свободного времени (с легким дождиком) посадили нас на поезд и 50 минут мы ехали к верхней станции того самого высокогорного поезда. Народ, утомленный впечатлениями и сытным обедом, скучающий от отсутствия комментариев экскурсоводов, начал откровенно спать. Это сильно выбило из колеи. Горный поезд тоже спускался больше часа всего 20 км. Оно, конечно, красиво, но обилие туннелей (21 туннель на 20 км пути) сильно крало обзор. В общем, ожидалось гораздо большего. Сильно расстроен никто не был, ведь увидели в этот день действительно много чего. Скорее, больше утомительно, слишком много всего. В качестве утешительного приза была норвежская пивная

В Норвегии с алкоголем очень тяжко. Алкоголь продается исключительно в специализированных точках продаж только в крупных населенных пунктах и только с 14:00 до 18:00. Ни до, ни после купить крепкие спиртные напитки невозможно. Самогоноварение преследуется законом. Стукачество сильно развито. И получается, что народ не пьет, живет в экологически чистом окружении, ездит на велосипедах (а зимой на лыжах). Нация очень здоровая, продолжительность жизни высокая. А пиво – отдельный разговор. Можно купить лицензию на варку пива для себя или на продажу. В пивной, которая была сразу у причала, прямо за стойкой бара стеклянная стенка, за которой и стоят жбаны со свежесваренным пивом. Варят 6 сортов. Эль просто замечательный. Темное не очень понравилось, хотя подобное пробовать еще не доводилось. Курить нельзя нигде (мне все равно, а народ был вынужден ходить на улицу в специально отведенные места). Вновь идем по фьорду. Эпитетов больше нет. Постоять на верхней палубе, просто смотря по сторонам – больше ничего не надо, полная релаксация. Глаза закрываются, не выдерживая столь много увиденного сразу. Это единственный вечер, когда мы не выдержали шоу, посмотрели пару минут и неуверенным шагом отправились в каюту

4 августа

Новый фьорд. Новая остановка. Даже немного не так. Из-за отличной погоды прибыли на час раньше намеченного времени в Ставангер. Корабль занял почти всю бухту, пришвартовавшись почти ко всем кнехтам. И вот восседает толпа туристов, переваривающих свой завтрак, прямо над городом. Домики белые-белые, низкие (2-3 этажа), стоят очень плотно друг к другу, и над ними над всеми гордо стоит наше судно, давая возможность свысока обозревать достаточно важный, как оказалось, для Норвегии город. В городе находится университет нефти, учатся в нем люди со всего мира. Проводится ежегодная научная конференция. И есть в городе музей нефти. В экскурсионную часть музей не входит, можно посетить его в свободное время. Мы довольствовались только экспонатами снаружи. Причем экспонаты плавно переходят в детскую площадку, что придает особый интерес (для Максима уж точно). Во время экскурсии посетили некий музей под открытым небом. Вот умеют люди из ничего (2 хижины несчастных и 3 подсобных помещения) сделать целое действие. Принарядили девушек в одежды жен викингов, расстелили внутри землянок шкуры, дали покрутить круг, с помощью которого зерно мололи, разрешили примерять кольчугу – глядишь, общее впечатление приятное осталось. Панорама города хороша. Видно фьорды, очень специфические домики, кучу парусных суден, и, конечно, старый город. Государство помогает хозяевам старых домов (а все они деревянные) содержать их в порядке, требуя в ответ их не перестраивать. Вот так и сохраняют свою историю. Достойно уважения. Не попали мы в костел, который был в программе экскурсии. Дело в том, что в этот день проходили похороны детей, которые были в лагере, где террорист расстрелял их из автомата. В том лагере в тот день было 35 детей из Ставангера. Из них 5 или 6 было убито. У собора собралось полгорода. Событие для Норвегии очень печальное. Мы волновались перед поездкой, не скажется ли эта жуткая история на нашей поездке. На туристах, к счастью, это никак не отразилось, так что не будем о плохом. При прогулке по центру захотелось пива. Вот и пиццерия очень кстати. Без покупки еды пиво продавать отказались. А пабы еще все закрыты. Что ж, корабль пришвартован в самом центре: поднялись, пообедали с пивом и вернулись дальше осматривать. Удобно, еда-то включена. Когда гуляли у пруда, налетела стая чаек. Я такого еще не видел. Они ж немаленькие (по сравнению с голубями), шумные очень. Не знаю, что их привлекло, но когда в тебя несется жирная птица, невольно отклоняешься, а когда таких птиц много, становится не по себе как-то

В этот вечер опять нужен был костюм. Причина – приветствие шеф-повара, а также всей команды поваров и официантов. Снова на десерт «something special», и снова необычайно вкусно. Очередное шоу, проход по всем барам, перекидывание парой фраз со знакомыми по экскурсиям, по соседству по столу. Музыка везде живая. Бары находятся близко друг от друга. Но как-то там хитро сделано с акустикой – в каждом баре слышна музыка, которая исполняется только в этом баре. И даже в паузах музыку из соседнего бара не слышно. Потанцевать можно в диско баре. Но там собирались совсем юные пацаны и девчонки, максимум лет по 15. Зато играл рок, даже Doors кто-то заказывал. Потому я иногда и в этом баре мог пропустить стаканчик чего-нибудь вкусного. На палубу ниже играла бальная музыка. Народ танцевал вальсы, танго, ча-ча-ча. Даже захотелось научиться танцевать. Несколько пар танцевали очень красиво. В какой-то момент могли появиться ребята из труппы, чтоб завести народ. Они профессионально танцевали, а народ выскакивал прямо к ним, пристраивался, пытаясь повторить. И, да, были такие, у которых получалось очень даже неплохо. Танцевал народ во всех барах, но не очень активно. Иногда было караоке, на разных языках пел народ. А раз был даже карнавал. И персонал, и записавшиеся люди, наряжались, танцевали, хохотали, забрасывали друг друга и зрителей серпантином и конфетти. Каждый веселился, как мог. Бассейны на ночь сливали, натягивали сетки, чтоб никто не кувыркнулся случайно, хотя не представляю, как, но явно не на голом месте они придумали так делать

5 августа

Последняя остановка в Норвегии – столица, город Осло. Наперебой все экскурсоводы утверждали, что после фьордов и после уже увиденного, Осло не впечатлит. Неправда. Во-первых, Осло находится тоже на фьорде одноименном. Во-вторых, город красив. Центральная улица вообще хороша. Чего только стоит парк скульптур. А еще в музее видели оригинал РА-2, на котором Сенкевич Атлантику пересекал. Да оригинал Оскара, который был вручен за фильм, снятый во время этого путешествия. Еще нам удалось уже после экскурсионной программы увидеть шагающую королевскую гвардию, проход которой обеспечивали конные полицейские. Красиво. Проходили ребята в спортивных костюмах, явно какие-то азиаты. Пристроились за гвардией и шагали в ногу – народ очень активно их снимал на камеры. Не совсем повезло с погодой: постоянно шел мелкий дождь, но нам такое не помеха. Помеха – усталость, ноги уже не держат, постоянно хочется присесть, вытянуть ноги, а еще лучше – прилечь. Не спеша отправились на корабль, хоть свободного времени было еще вдоволь. Чуть промахнулись, вышли из центральной части. Ну что ж, зато посмотрели на Осло немного не так, как он представлен в туристических справочниках. Корабль был пришвартован вплотную к крепости. Крепостные пушки были направлены как раз на корабль. Немного жутковато, хотя и понятно, что пушки палить не будут. Вот на осмотр крепости сил уже не хватило совершенно. Есть повод вернуться

Последний ужин на корабле. Последнее шоу. Варьете. Опять же в первом ряду. Когда красотки поднимают юбки и задирают ноги выше головы– это просто нечто. А когда часть артистов пошла в зал, и одна из красоток села мне на руки, и прожектора со всех сторон осветили это, публика взорвалась аплодисментами, было очень здорово.
Оставалось собрать чемодан. Правило такое, что чемодан до часу ночи надо собрать, приклеить бирку с определенным цветом, по которому потом можно найти, и выставить его за дверь. Каюту надо покинуть до 7 утра, хоть прибытие в уже знакомый Копенгаген будет в 9. Правила есть правила, им ведь надо проверить каюту, нам надо подписать окончательный счет, позавтракать, в общем, все нормально

Корабль весь так мы и не посмотрели. Не ходили мы в SPA-зону, а там и сауна, и массажи и все такое. Не заходили мы в сигарную комнату, нечего там делать некурящим, хотя по виду там очень уютно. Не посещали библиотеку и комнату для игры в карты. Эти помещения хорошо просматриваются через большие стеклянные стены. Не ходили в суши-ресторан, так как не любители. Подозреваю, что еще что-то не увидели. Но и увиденного вполне достаточно

6 августа

Знакомый причал в Копенгагене. Приглашают выходить. Вызывают по цвету приклеенной к багажу бирке. Мы одни из первых покидаем судно. Нашли чемодан, хотели сдать его в порту в камеру хранения. Ан-нет, нету в порту таковой. Нам предложили вариант на такси отвезти чемодан в аэропорт, потом на такси же вернуться в центр, а потом третий раз на такси ехать, чтоб уже улетать. Памятуя цены на такси, в голову приходит идея: дойти до гостиницы и попросить бросить чемодан там. По дороге подошли к символу Копенгагена – русалочке. Она никакая. И чего она такая раскрученная? Неясно. Но отметились. Смена в гостинице меняется с утра, так что мы спокойно прикинулись вениками, мол, выезжаем, но хотим посмотреть город без багажа. Оставив чемодан в уже знакомой камере хранения, отправились изучать город дальше. Была опять суббота, потому опять город наполнялся туристами не с самого утра. Мы старались бродить не теми улицами, которые уже посещали. Каждый раз нам открывались новые и новые виды. Посетили «lego store», впечатляюще. Без покупки выйти невозможно. Дома уже сравнивали цены lego по разным городам. Все равно в Копенгагене дороже, чем в США, хотя это и странно. Цена на сайте и цена в чеке совпадает до копейки (не знаю, как называется сотая часть кроны). В целом, Копенгаген очень хорош, очень много сходного с Амстердамом (в котором я уже бывал). Но есть свои особенности. Например, слоны. Что это за слоны, которых сотни, которые раскрашены разными цветами, я так и не понял. И в Интернет не нашел. Поищем еще. А еще лучше: как-нибудь вернуться и на месте выяснить

В аэропорту ничего особенного: паспортный контроль, металло-детектор, «duty free», ах да – еще «tax free», который и в Осло был. Это возврат части стоимости товара. Для тех, кто не из Евросоюза. Жалко, что мы не везде брали соответствующие чеки, а сами продавцы не везде их давали. Можно было немного «отбить» поездку, на будущее опыт. Нас опросили, мол, откуда куда летим, где и как получали посадочный талон. Оказывается, посадочный талон можно получить не только на стойке, но и у железного ящика. Честно скажу, не знаю, как это делается, а особенно как ящику сдать чемодан в багаж. Мы пошли традиционным путем. Пассажиров было всего 23. Среди них оказались наши старые знакомые, те, которые ночевали в той же гостинице. Было удивительно вновь повстречаться. Самолет был маленький. 1 ряд сидений слева и 2 справа, хоть туда летели – было по 3 ряда. Но, в общем неважно. Летели те же 2.5 часа, но прилетели на час позже, часовой пояс другой

Заключение

В общем и целом поездка получает оценку 5 с минусом (по пятибалльной шкале). Поеду ли я еще в круиз? Да, но после 60 лет или около того, так как обзорные экскурсии (например, 3.5 часа по Осло) – это неправильно, программу поездки надо строить индивидуально. Рассматриваю поездку как освоение нового для себя вида отдыха: пятизвездочный корабль – это не пятизвездочный отель в Турции или Египте, а нечто куда более серьезное